Disney, Netflix и Пике: как индустрия развлечений может поменять привычный нам футбол
Жерар Пике считает, что футболу нужны революционные изменения, если этот вид спорта хочет оставаться популярным.
Представьте себе футбольный матч: семь футболистов против семи и два тайма по 20 минут «грязного времени». Начало похоже на водное поло: мяч помещается в середину, игроки начинают у своих ворот, прежде чем достигнуть его первыми в центре поля. Желтые карточки удаляют игроков на две минуты, красные – на пять минут. Внезапно команда может получить неизвестного игрока по имени «Энигма» в маске.
Футболисты – от местных звезд до живых легенд. Среди тренеров команд мы видим бывших звезд игры №1, таких как Серхио Агуэро и Икер Касильяс, а также интернет-знаменитостей. Это происходит сейчас. Добро пожаловать в Королевскую лигу. И если верить Жерару Пике, это — будущее футбола.
Пике выиграл все для «Барселоны» и Испании, прежде чем повесил бутсы на гвоздь в прошлом году. Он считает, что спорт, сделавший его знаменитым, стал слишком скучным. То есть слишком скучным для молодого поколения: тех, кому примерно от 10 до 25 лет. Эти зрители привыкли к YouTube, TikTok, где все больше контента – короткие ролики.
В апрельском интервью The New York Times Пике сказал, что в регулярных матчах слишком много ожиданий — травмы, стандартные положения, замены — и что они слишком длинные. Поэтому он создал «Лигу королей». На практике он показал укороченную версию обычного футбола.
К слову, Королевская лига, которая стартовала в январе, становится все более популярной. Например, финал в марте посмотрели почти 2 миллиона человек. До этого матчи проводились в закрытых помещениях, но финальная игра была сыграна на домашнем стадионе «Барселоны», «Камп Ноу», перед 92 000 зрителей. И они заплатили за то, чтобы быть там.
Однако не всем нравится Королевская лига. Президент Ла Лиги Хавьер Тебас назвал ее «цирком». Но Пике считает, что самый популярный в мире вид спорта нуждается в кардинальных переменах.
«Вы должны попытаться модифицировать правила, которые были установлены в течение многих лет, и изменить их. Я понимаю, что это сложно. Но такое происходит во всех видах спорта. Нужно найти способ привлечь к себе внимание. Нужно создавать короткие и захватывающие продукты. 90 минут, как по мне, очень долго. Давайте найдем более интересные правила. Я чувствую, что футбол как продукт устарел», — сказал Пике в прошлом году во время разговора на Twitch с испанским стримером Ибаем «Ibai» Льяносом.
Что произойдет, если он окажется прав? Вспомним былое. Ранее была популярна модель заработка на футболе. И это была модель Disney. В 2000 году «Реал Мадрид» начал следовать тому же коммерческому плану, что и «Король Лев». Они увидели, что Disney выпускал продукт не один раз, а несколько: в кинотеатрах, в самолетах, на DVD, а затем в таких вещах, как одежда, игрушки и мебель.
Каким был собственный Король Лев мадридского «Реала»? Футбольная команда. Сначала они могли делать деньги на билетах на игры, затем через доходы от телевидения, затем через собственные каналы клуба, после через продукты в магазинах и наконец через спонсоров. Но, как и Disney, им нужны были популярные персонажи. Поэтому они покупали лучших игроков мира: Луиша Фигу, Зинедина Зидана, Роналду и Дэвида Бекхэма. Каждый из них принес с собой миллионы поклонников. «Реал Мадрид» стал отдельной вселенной, наполненной развлечениями.
К сезону 2004–05 «Реал Мадрид» заработал больше всех в мире. Они возглавляли список 11 лет. Все больше клубов копировали их. «Манчестер Юнайтед» назвал себя «взрослой версией Диснейленда» и пригласил множество популярных игроков. Ричард Арнольд, который сейчас является генеральным менеджером, назвал клуб «крупнейшим телешоу в мире». Когда в сезоне 2015/16 «Реал Мадрид» покинул строчку лидеров по доходам, его заменил именно «Юнайтед». «Манчестер Сити» также использует «Дисней» в качестве модели. Сейчас они зарабатывают больше всех в мире.
Профессор Саймон Чедвик, один из ведущих авторитетов в области футбола, политики и развлечений, говорил о «диснейфикации» футбола. Времена года как фильмы. Игроки как персонажи. Все является развлечением. Но сейчас теперь у такой модели заработка появился соперник.
«Некоторые считают, что вместо «диснейфикации» у нас теперь «нетфликсификация». И движущей силой этого является шоу о Формуле-1», — отметил Чедвик норвежской вещательной корпорации NRK.
Добро пожаловать в Рексем.
«Drive to Survive» (в русском прокате «Formula 1. Драйв выживания» – докудрама, 5 сезонов) стартовал на Netflix в 2019 году. В документальном сериале собраны моменты из гонок с интервью гонщиков и менеджеров команд. Цель состоит в том, чтобы познакомить зрителей с персонажами, а также представить спорт с помощью увлекательного шоу.
«Drive to Survive» привлек огромное количество поклонников этого вида спорта, особенно в Соединенных Штатах. С тех пор на Netflix появились похожие сериалы о теннисе и гольфе. О футболе также сняты документальные фильмы: о «Сандерленде», «Ювентусе», «Сити», «Арсенале», «Тоттенхэме» и других.
«Преимущество спорта как развлечения в том, что это уже готовый продукт. Вам не нужны сценарии, режиссеры и производство. А у спорта несколько сотен миллионов последователей. Вы знаете, что это работает, потому что это работает уже 90 лет. У вас есть клубы, которым нужны деньги, есть цифровые компании, которым нужен контент, и есть болельщики с огромным аппетитом к футболу. Популярность также увеличивает стоимость спонсорских соглашений и телевизионных прав. Другими словами: выигрывают все», – отмечает Чедвик.
Самый яркий пример — «Рексем», клуб из маленького городка в Уэльсе, который до этого года играл на пятом уровне в Англии. В 2021 году его купили Райан Рейнольдс и Роб Макэлхенни, два актера и голливудские знаменитости. Они сняли сериал о том, как пытаются преобразовать команду.
Чедвик уверен, что Рейнольдс осознавал, что делал:
Он сделал это не потому, что любит футбол, а потому, что работает в индустрии развлечений. Там рассказывают истории, чтобы людям было хорошо. И это «Рексем».
У «Рексэма» и «Драйва выживания» есть что-то общее. Зритель хочет увидеть действие, хочет увидеть драму. При просмотре любого шоу мы хотим видеть, как аутсайдер преуспевает. Историю. В каждой гонке есть сюжет, и Mercedes или Ferrari не должны постоянно побеждать, потому что тогда это очень быстро надоедает. Для владельцев «Рексема» сюжет был прост: избавиться от ярлыка «неудачник» и приблизиться к лидерам.
Но что происходит, когда история становится скучной? Появляется искусственное напряжение. Тогда правила меняются. И не всегда на благо спорта.
В последние годы Формула 1 ввела максимальный лимит на бюджеты команд, чтобы он был более равномерным. Автомобили были модифицированы. Все это повысило развлекательную ценность. Но во время гонок происходило много странных вещей. Например, в последней гонке 2021 года из-за противоречивой интерпретации правил Макс Ферстаппен обогнал Льюиса Хэмилтона на последнем круге и выиграл чемпионат. Проигравший обыграл фаворита. Как развлечение, это было золото. Но некоторые считали, что Гамильтона лишили титула.
Для многих казалось, что Формула 1 слишком старалась создать развлечение. Будет ли то же самое в футболе?
Футбол уже менял правила, чтобы повысить свою популярность. Например, в 1992 году вратарям запретили брать в руки мяч, который отбрасывает ему свой игрок. Последние правила пытаются сократить задержки. Но Пике пошел дальше. И он не единственный, кто призывает к революции.
Аурелио Де Лаурентис, президент «Наполи» и владелец кинокомпании Filmauro, требует 30-минутных таймов с перерывом не более трех минут.
«Через восемь лет детям будет наплевать на футбол. Футбольные матчи слишком длинные, вы засыпаете. Мы должны изменить все, и европейский футбол должен быть представлен Англией, Францией, Италией, Германией и Испанией. Если проводит чемпионат пяти стран вместо Лиги чемпионов, с четырьмя лучшими игроками каждого, выходит 20 команд. Только один матч, без первого и второго матчей», — заявил Де Лаурентис в 2018 году в беседе с испанской Marca.
Кстати, многие «влиятельные люди европейского футбола» считают, что сейчас интерес к любимой игре всего мира угасает. Андреа Аньелли, бывший президент «Ювентуса», рассказал об исследованиях, в которых утверждается, что нынешнее поколение теряет интерес к футболу. То же самое сказал президент мадридского «Реала» Флорентино Перес. Но что мы видим на самом деле? Футбол популярен как никогда.
Молодежь любит футбол так же сильно, как и все остальные. Просто им нравится, так сказать, «в других форматах, в других местах и в меньших порциях, чем старшему поколению». Сейчас молодые люди не смотрят матчи в прямом эфире дольше 90 минут, а любят более короткие ролики (обзоры или нарезки лучших моментов). Молодые люди живут в своих телефонах, а спорт — не единственное, что в вашем телефоне.
Значит ли это, что будущее не обязательно за Королевской лигой? Футбол во многом останется прежним. Просто удовольствие будет получаться по-другому. Но еще важнее, чтобы сами матчи вызывали волнение. Так что же произойдет, если одни и те же команды будут побеждать все время?
В топ-футболе такое происходит все чаще. Крупнейшие команды использовали стратегию «Дисней», чтобы стать империей, которая помогает им каждый год выигрывать свои лиги.
Например, в Германии мюнхенская «Бавария» выиграла 11 чемпионских титулов подряд. Во Франции ПСЖ выиграл девять раз за последние 11 лет. В Англии у «Манчестер Сити» пять побед за шесть лет.
Здесь можно вспомнить и «Суперлигу», которую хотели создать несколько лет назад. Тогда 12 крупнейших клубов Европы попытались создать свою лигу, где лучшие играли друг против друга. Авторы идеи считали, что вместо скучных национальных лиг мир увидел бы интересную борьбу за первое место. Мир развлечений, были уверены адепты «Суперлиги», должен был взлететь до небес. Как и доходы от телевидения. Авторы этой идеи, Аньелли и Перес, представили ее как решение того факта, что футбол стал скучным. Какой вывод можно сделать: проблема в том, что «большие» команды стали слишком богатыми. Поэтому этим самые команды хотели решить эту проблему, создав турнир, который сделал бы их еще богаче.
Идея «Суперлиги» была уничтожена всего через два после официального объявления из-за протестов болельщиков и прессы. Главная угроза для футбола – самые богатые команды станут еще богаче, вплоть до того, что мы увидим монополию, как в киноиндустрии, где все производят несколько студий.
Если так, то будущее не за Королевской лигой. Скорее всего, мы увидим футбол разделенным на две части: местную часть, где все по-старому, и суперэлиту, которая играет в новых форматах.