Закладки

Под именем «Монах». Жизнь и судьба Василия Ощепкова

Спорт 25
Автор фото:Анна Масловская

С Владивостоком связаны судьбы сразу двух легендарных спортсменов по фамилии Ощепков. Степан Ощепков (1934-2012) — каноист, олимпийский чемпион 1964 года. Василий Ощепков (1893-1937) – первый русский мастер дзюдо, создатель самбо. На днях биография Василия Ощепкова (16+), написанная Александром Кулановым и вышедшая в серии ЖЗЛ, была признана победителем общероссийской литературной премии имени Арсеньева, а в Лужниках открыли памятник основоположникам самбо - Виктору Спиридонову, Василию Ощепкову и Анатолию Харлампиеву. Специально для «Спорта 25» о драматичной судьбе Василия Ощепкова рассказывает Василий Авченко.

В романе братьев Вайнеров «Эра милосердия» есть эпизод, который, к сожалению, не вошёл в поставленный по этой книге знаменитый фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». МУРовцев обучает новой системе рукопашного боя инструктор Филимонов – щуплый на вид, но опытный боец. Лишь Шарапов, прошедший школу разведки, стал для него достойным соперником. Филимонов объяснил милиционерам: борьба, разработанная «товарищами Спиридоновым и Волковым», называется «самбо». Фамилию настоящего основоположника этой системы тогда мало кто знал. Родившийся на каторжном Сахалине и умерший в Бутырке, выпускник токийской семинарии и первый русский мастер дзюдо, первый советский «нелегал» в Японии и создатель самбо - это всё он, Василий Ощепков, готовый герой остросюжетного романа. Угодивший в «японские шпионы», разведчик Ощепков оказался заслонён своим преемником Зорге, спортсмен Ощепков — своим учеником Харлампиевым и соперником Спиридоновым. В последнее время пишут о нём немало, но факты постоянно мешаются с мифами.

Василий Ощепков родился на Сахалине в семье столяра Сергея Плисака и каторжанки Марии Ощепковой, угодившей на Сахалин за какое-то тяжкое преступление. Младенцу дали фамилию матери в силу его «незаконнорожденности» — брак был, как сказали бы сейчас, гражданским.

Нередко пишут, что в Токио Ощепков попал потому, что после русско-японской войны и потери Россией южного Сахалина он будто бы «автоматически» угодил в подданные Страны восходящего солнца. На самом деле жил он в оставшемся российским Александровске-Сахалинском. На учёбу в Токио подростка отправили опекуны вскоре после смерти в 1902 и 1904 гг. отца и матери Василия.

Сирота попал в Токийскую православную духовную семинарию архиепископа Николая Японского (в миру Иван Касаткин, в 1970-м причислен к лику святых). Едва ли он был, как порой пишут, русским агентом, но то, что в какой-то момент Россия начала направлять в токийскую семинарию подростков, чтобы получить дефицитных переводчиков и разведчиков, — факт. За обучение Ощепкова платило российское военное ведомство.

Дзюдо, созданное в 1880-х на основе старинной борьбы «дзюдзюцу» (в русском прописалось как «джиу-джитсу»), уже было в Японии обязательным предметом. Тренировки в семинарии вёл инструктор Окамото из Кодокана - главной школы дзюдо, которой руководил создатель этой борьбы Кано Дзигоро. Ощепкова, показавшего успехи, пригласили в Кодокан. В 1913-м он окончил семинарию и получил в Кодокане чёрный пояс, став первым русским и четвёртым европейцем, получившим первый дан - начальная мастерская степень. О нём даже писали в японской прессе: «Русский медведь добился своей цели».

Вернувшись в Россию, Ощепков служил в штабе Приамурского военного округа в Хабаровске, потом во Владивостоке в отделе контрразведки штаба крепости. Городское спортивное общество предложило молодому мастеру поделиться своими умениями, и в 1914 году Ощепков открыл во Владивостоке первую в стране секцию дзюдо. Она действовала в здании по Корабельной набережной, 21. Летом 1917 года здесь прошли первые в истории международные соревнования по дзюдо. С русскими спортсменами состязались гости из Отару во главе с Томабэти Хидэтоси – как и Ощепков, учеником Кано Дзигоро. «Некоторые приёмы самозащиты были продемонстрированы самим господином Ощепковым, причём нападения на него делались не только лицом к лицу, но и сзади», - писали владивостокские газеты. В том же 1917 году Ощепков получил в школе Кодокан второй дан.

Владивосток, 1914 или 1915 год, в центре - Ощепков. Архивное фото.

Пришли смутные времена. В 1919 году Ощепкова мобилизовали в армию Колчака. Служа в управлении военных сообщений японского экспедиционного корпуса, он начал работать на большевистскую разведку. В 1923 году Ощепков едет на северный Сахалин, занятый японцами (несмотря на завершение Гражданской войны и интервенции), под легендой «бэнси» - человека, который переводит и комментирует фильмы. Ощепков крутил кино для японских военных и передавал на материк данные о дислокации и вооружении частей. В 1925 году глава кинопрокатной фирмы Slivy films Василий Ощепков занимается тем же самым уже в Токио и передаёт в Советскую Россию разведданные под псевдонимом «Монах». В 1926 году его отозвали в СССР и чуть не отдали под суд, обвинив в растрате и неплодотворной работе. Но, как доказывает Куланов, налицо была некомпетентность кураторов Ощепкова, не способных распорядиться ценным агентом. «Бэнси» плохо финансировали (даже фильмы ему приходилось покупать за свой счёт), его материалы зачастую никто не переводил. Хотя именно Ощепков добыл первые данные о секретных работах, связанных с химическим и бактериологическим оружием. Несколько лет спустя его преемником в качестве нелегального резидента советской военной разведки в Токио станет знаменитый Рихард Зорге.

Василий Ощепков. Архивное фото.

…Разведчик закончился - зато по-настоящему развернулся спортсмен. Ощепковское «дзюу-до», как тогда говорили, всё серьёзнее отличалось от классического – кодокановского. Василий Сергеевич разработал приёмы защиты от ножа, револьвера, винтовки, отсутствовавшие в арсенале японского дзюдо. Так создавалась система, которую позже назовут «самбо».

С 1929 года Ощепков — в Москве. Он стал инструктором Центрального дома Красной армии, преподавал в Государственном институте физкультуры. При его участии вышло руководство по физической подготовке военных. Сам Ощепков стал чемпионом Московского гарнизона по штыковому бою.

Официальной датой появления самбо считается 16 ноября 1938 года, когда спорткомитет СССР издал приказ «О развитии борьбы вольного стиля». Историк спорта Андрей Ларионов называет датой рождения самбо 1932 год, когда утвердили комплекс ГТО II ступени, включавший «новую поясную борьбу». Сначала её называли «дзюу-до», потом - «борьбой вольного стиля». Переименование не было случайным: во-первых, борьба уже достаточно сильно отличалась от дзюдо, во-вторых, отношения СССР и Японии ухудшились, и нужно было замаскировать японские корни советского искусства. Возникла версия о том, что самбо создано на основе боевых искусств народов СССР…

Создатель новой борьбы не дожил до её триумфа. За Ощепковым пришли в ночь на 2 октября 1937 года. Тогда начали сажать «кавэжединцев» и «харбинцев», в которых видели японских шпионов, а Ощепков служил у Колчака, работал на японцев, бывал в Харбине… Спустя восемь дней он умер в Бутырской тюрьме - за пять минут до начала спектакля «Дни Турбиных», на который успел взять билеты для себя и жены. Богатырь, которому не было и 45, в последние годы страдал стенокардией, не выходил из дома без нитроглицерина. Это, видимо, его и убило: в тюрьме таблеток не было.

На 20 лет, до реабилитации в 1957-м, его имя отовсюду вычеркнули. Отцами самбо называли то Харлампиева, то Спиридонова. Именно о Харлампиеве Юрий Борецкий снял в 1983 году истерн «Непобедимый» с Андреем Ростоцким. Однако в основе самбо лежит именно система Ощепкова. Роль Спиридонова свелась к тому, что он придумал слово «самбо» (звучит по-восточному экзотично, а расшифровывается скромно: «самозащита без оружия»). Что касается Харлампиева, то он был учеником Ощепкова и продолжил дело учителя, хотя его роль в сохранении ощепковского наследия интерпретируют в широком диапазоне от «спас» до «присвоил».

В 1964 году, когда дзюдо стало олимпийским видом спорта, СССР направил на Токийскую олимпиаду самбистов. Они «вынесли» дзюдоистов так, что уже в 1965 в Японии появилась своя федерация самбо, а советские методички стали переводить на японский. Так искусство Ощепкова вернулось на историческую родину.

Мы не сделали из самбо того, что сделали из восточных единоборств Гонконг и Голливуд, хотя наш «Монах» не менее крут, чем монахи Шаолиня, а самбо – столь же конкурентоспособный экспортный российский товар, как икра, газ, «калашников» и литература. Узнай Кано Дзигоро об успехах самбиста Фёдора Емельяненко – многократного чемпиона мира по смешанным единоборствам, «Последнего императора» - он наверняка был бы горд и за себя, и за своего русского ученика.

Здание на Корабельной набережной сохранилось. Рядом с ним появился мемориал работы скульптора Петра Чегодаева и архитектора Анатолия Мельника, изображающий Василия Ощепкова, Кано Дзигоро и Томабэти Хидэтоси. С подачи спонсора – центра «Амурский тигр» - возле борцов появились фигурки тигрят и надпись о том, что Ощепков будто бы учился приёмам самбо у тигров. Это, конечно, фантазии. Но то, что фигура Ощепкова обрастает мифами, как днище корабля ракушками, - показательно. Это неизбежная оборотная сторона понятия «человек-легенда».

Фото: Анна Масловская.

 

Фотогалерея

Поделиться: